Архитектурный дизайнер Сергей Краус придумывает фасады домов, рисует, пишет книги и выступает с лекциями. Он уверен: нужно нести в мир красоту. Рисуя эскизы домов от руки и черпая вдохновение в окружающем мире, Сергей знает, как достичь гармонии и привести к ней других при помощи преображённого фасада любимого дома.
– Оскар Уайльд писал: «Мы видим мир так, как научил нас его видеть художник». Как вы понимаете это утверждение?
– Выбирая стиль – общения, одежды, интерьера – люди на кого-то или на что-то ориентируются. Если говорить о дизайне, то работа начинается с того, что человек смотрит, скажем, фотографии в Интернете или буклетах, время от времени выхватывая то, что трогает его сердце. Так он находит свой стиль. То, что некий художник создал до него, но всё же для него. Причём это совсем не обязательно фотографии именно домов. Можно вдохновиться расцветкой оперения птицы или пейзажем, ухватить некую гамму, впечатление.
– А сам человек для чего оформляет фасад? Для себя или всё-таки для других, чтобы позавидовали или восхитились?
– Безусловно, архитектура – это некий манифест, способ заявить о себе миру. И это правильно. Но во многом фасад оформляется и для себя. Именно хозяин будет видеть свой дом чаще других, именно его дети запомнят, каким был дом, в котором они росли. Дети, выросшие в доме с классическими белыми колоннами, и дети, выросшие в доме в стиле скандинавского минимализма, будут видеть мир по-разному. Это философская и очень важная история для всей семьи.
– Но разве фасад в доме – самое важное?..
– Древнеримский архитектор Витрувий писал: «Архитектура – это польза, прочность, красота». Именно в такой последовательности. Сначала человек должен понять, зачем ему этот дом, какую он принесёт пользу. Затем – насколько это дом надёжен и безопасен для него и его семьи. И только потом – в последнюю очередь – он может задуматься о том, чтобы сделать дом красивым. Это не значит, что красотой нужно пренебрегать. Наоборот! Без красоты здание – это только здание, но не дом.
– Почему тогда вокруг столько объективно некрасивых, совершенно безликих домов, даже если у хозяина есть деньги на услуги дизайнера?
– Когда человек потратил силы на первые два пункта формулы Витрувия – пользу и прочность – на красоту у него часто не остаётся ни энергии, ни средств. Хотя и средства вовсе не гарантия красоты: если вложить в проект душу, можно обойтись довольно скромным бюджетом. Главное – желание. Дом, в отличие от квартиры, это личное. Квартира лишь ячейка в муравейнике, другое дело – дом, где человек транслирует всё, что хочет, что считает нужным о себе рассказать.
– Но как можно что-то о себе рассказать при помощи фасада?
– Один мой заказчик так и сказал: не хочу ничего транслировать, хочу, чтобы было надёжно, просто и практично. Он начал развивать эту мысль и вдруг рассмеялся, потому что понял, что, описывая свой дом, описал себя: надёжного, практичного, крепкого. Многим хозяевам домов кажется, что при помощи фасада можно показать только практичность, но есть же ещё чувство прекрасного, любовь, семья. И всё это исходит от заказчика.
– То есть заказчик – это ваш соратник?
– Конечно. Именно заказчик должен выступать инициатором красивого дома. Задача дизайнера – с помощью своих знаний, опыта раскрыть самое главное в хозяине дома. «Архитектура говорит с нами – она напоминает нам о том, что нам кажется важным», – мудро заметил великий теоретик архитектуры Джон Рескин. Размышляя над проектом, мы с заказчиком становимся соратниками, людьми со схожими увлечениями. Что вообще побуждает людей общаться? Общие интересы и желание их обсуждать. И заказчику, и мне интересно обсуждать проект будущего фасада, его детали, поэтому я с удовольствием погружаюсь в фантазии людей, с которыми сотрудничаю. Кроме того, и заказчик, и производители материалов, и подрядчики, и строители – все участвуют в проекте на равных. Это командная работа. Так, придумывая очередной фасад, я ориентируюсь не только на желания заказчика, но и на возможности подрядчиков: нарисовать можно всё, что угодно, но далеко не всё можно воплотить в жизнь на практике.
– Можете проиллюстрировать случаями из личного опыта?
– Есть, например, предложение по интересному декору, но нет высококвалифицированных специалистов. Или же заказчик хочет сделать всё из натуральных материалов, но такие материалы требуют особого ухода, а на это у большинства людей времени нет. Нужно соблюдать баланс близости к природе и удобства в быту. Поэтому мало найти и купить подходящие элементы декора или фасадные материалы – нужно понимать, как их использовать.
– О чём переживают заказчики, обращаясь к вам за помощью?
– Иногда люди переживают, что вложатся в фасад дома, а через некоторое время он окажется немодным или неактуальным. Однако если ваш дом визуально соответствует какому-нибудь классическому архитектурному стилю, он будет актуален всегда. Классические стили появились довольно давно, и всегда находятся люди, у которых они вызывают отклик.
– А некие модные тенденции в оформлении фасадов есть?
– Конечно! Постоянно появляются новые материалы, технологические приёмы и способы их применения. Кроме классических стилей, существуют и более современные, и всё это нужно уметь применить к дому заказчика.
– Что ещё тревожит хозяев, которые заказывают оформление фасада любимого дома?
– Они часто боятся, что дом будет выглядеть искусственным, пластиковым, ненастоящим. Я помогаю избавиться от страха. Чтобы этого не произошло, дом должен быть тектоничным: мы должны визуально ощущать его вес. Тектоничный дом выглядит естественной частью окружающего мира. Есть соответствующие дизайнерские приёмы, которыми я делюсь в своей книге «Красивый фасад – ключ к счастью».
– Интуитивно эти моменты понять невозможно, как считаете?
– Женщины на интуитивном уровне понимают, как работать с интерьером: знают, что вертикальные полосы вытягивают, белое полнит, а цвета и их сочетания оказывают разное влияние на человека. Но для работы с фасадом этого недостаточно. Надо, например, помнить, что в квартире есть только одно освещение – то, которое вы выбрали. А на улице мир меняется постоянно!
– Приходя в магазин и видя материалы исключительно при искусственном освещении, а то и вообще на экране компьютера, заказчик едва ли может составить верное представление о готовом фасаде…
– Именно. Поэтому я фотографирую материалы при разном освещении и посылаю заказчику варианты. Этот сумасшедший мир никогда не останавливается! Клод Моне писал морские пейзажи один за другим, потому что море меняется постоянно, и в любую погоду оно прекрасно. Так и с домом: нужно, чтобы он смотрелся интересно в любое время года и в любую погоду.
– Получается, без помощи профессионала хозяину дома с дизайном не разобраться?
– Основные приёмы может знать и уметь применять абсолютно любой человек. Кроме того, ему должны помогать и производители, и подрядчики, и продавцы материалов. Задача продавца фасадных материалов – объяснить покупателю, что, например, контраст важнее цвета, а…
– Простите, перебью: разве такое возможно? Продавцы строительных материалов на местах редко могут проконсультировать по части дизайна.
– Согласен, это встречается редко, а проблема волнует и покупателей, и производителей. Один известный производитель фасадных материалов заказал мне проекты с его новой линейкой материалов, и эти объекты легли в основу моей книги «Красивый фасад – ключ к счастью». В ней я собрал основные приёмы, и построена она так, чтобы человек быстро мог найти ответ на свой вопрос. Узнать, что такое пилястры, где уместны колонны, как сделать интересные акценты.
– Не медвежья ли это услуга для вас и ваших коллег-дизайнеров? Человек поймёт всё сам – и вы потеряете заказчика.
– Если для оформления фасада хватит знаний из книги – хорошо. Если всё равно потребуется помощь дизайнера, хозяин дома будет хотя бы на базовом уровне разбираться в вопросе и нам будет интереснее и продуктивнее вместе работать.
– Японцы говорят, что человек выбирает судьбу, свой бусидо, один раз. Вы с этим согласны?
– У каждого человека есть своя миссия, каждый придерживается своей жизненной философии. Моя философия заключается в том, что мир должен быть красивым. Люди должны жить в красивых домах, показывать эту красоту детям, чтобы они потом показали её своим. Мне становится хорошо от мысли, что мои дети будут жить в мире с другими детьми, которые выросли в красоте. Значит, мой бусидо – делать красивые дома.
– Простите за цинизм: разве не проще отгородиться от соседей высоким забором, как это принято у обеспеченных людей, и творить красоту на своём участке?
– Вы не сможете отгородиться от всего мира. Какой смысл в одном очень красивом доме, который возвышается среди сараев?.. И потом: любой красивый дом заразителен. Я много раз наблюдал, как в коттеджном посёлке появляется сначала один такой дом, потом другой, третий. Люди начинают видеть красоту, понимают, что так может быть не только в кино, но и на соседней улице, и в конечном счёте непосредственно у них!
– Тут-то им и пригодится ваша книга.
– Надеюсь. Тем более что результаты, которые я вижу, весьма обнадёживают. Так, моя книга лежит во многих торговых точках и приносит пользу и продавцам, и покупателям. Недавно я присутствовал на конференции, где один владелец крупного магазина фасадных материалов рассказывал, как настоял, чтобы его сотрудники изучили книгу, а потом принимал у них экзамен. Как результат – они стремительно вышли на новый уровень. Усвоив базовые правила дизайна, продавцы начали по-другому подходить к работе, на другом уровне общаться с покупателями, что сказалось на продажах немедленно: увеличился средний чек и вырос уровень заказчиков.
– Хорошо бы, чтобы и покупатели сдавали такой экзамен перед походом в магазин...
– Для покупателя главное – мысленно увидеть свой дом. Понять, каким он должен быть, чтобы в него хотелось войти. Чтобы гости, коснувшись дверной ручки, сразу поняли о хозяевах что-то важное.
– То есть фасад начинает свой рассказ о владельце издалека?
– Каждый дом имеет девять зон восприятия: как он видится с улицы, с парковки, от ворот и так далее. Изучив базовые принципы дизайна фасадов, человек, как правило, с удовольствием в это погружается. И бывает так, что, начав с оформления своего дома, хозяин увлекается и создаёт на участке целый ансамбль, в который входят небольшие вспомогательные строения. А соседи смотрят на него и тоже втягиваются в эту игру.
– То есть вы берётесь и за совсем небольшие заказы?
– Заказ бывает интересным независимо от размеров. Однажды мне предложили оформить лодочный сарай, или эллинг. Хозяин был вдохновлён морской тематикой, ему хотелось что-то, похожее на маяк. Мы сделали для него эллинг в стиле Нантакет – и он потянул за собой остальные постройки на участке. В другой раз семейная пара попросила оформить фасад дома, а потом пришла с заказом на садовый павильон на лужайке, где можно сидеть и любоваться домом, который мы оформили. Смотреть на свой дом на закате, делиться этим с близкими людьми, с гостями – это другой уровень эстетического восприятия жизни…
– И мы снова возвращаемся к теме сотворчества…
– К сожалению, ко мне часто приходят люди, которые пострадали в процессе ремонта. Пострадали от действий непрофессиональных строителей, выгорели эмоционально, боятся доверять. Сейчас, например, я работаю с человеком, которого обманули четыре бригады. Четыре! Неудивительно, что он никому не верит. И как же приятно ему эту веру в людей возвращать! Видеть, как он зажигается процессом и начинает по-другому видеть свой дом! Мы становимся не просто заказчиком и исполнителем, а соратниками, потому что заняты одним делом и нацелены на красивый результат. Мы на одной волне.
–
А
если не на одной? Если у заказчика,
скажем, нет вкуса и при планировании
дизайна фасада он руководствуется
принципом «я надену всё лучшее
сразу»?
– Джон
Рескин говорил: «Архитектура – это
такое искусство, которое понимает каждый
человек, у которого есть душа». Архитектура
трогает каждого. Однако все, кто занимается
дизайном, знают, что самая вредная, даже
недопустимая позиция – «чего
изволите?» Человек нанимает дизайнера
для того, чтобы тот поделился с ним
своими знаниями и помог. Если же он будет
просто бездумно выполнять все желания
заказчика, зачем он вообще нужен?
– А что в доме, на ваш взгляд, важнее всего?
– У риелторов есть шутка: «Что самое главное в доме? Логистика. А на втором месте? Логистика. И только на третьем месте – логистика!» Это действительно самое важное. Ни цвет фасада, ни расстекловка окон, ни эффектная входная группа не важнее места, где дом расположен. Не важно, какой, важно – где. Поэтому сначала человек должен определиться с местом, где будет стоять его дом, а сделать этот дом красивым я помогу.
– Ну а всё-таки: вот дом уже построен, а финансы ограничены. На что рекомендуете бросить основные силы при оформлении фасада?
– Есть зоны публичные и зоны приватные. Если важно показать себя, а это важно практически всем, то основные усилия нужно приложить к фасаду и входной группе. Часто подрядчики просят просчитать в первую очередь именно это, а прочее распределяют по остаточному принципу.
– А чем оформление приватной зоны отличается от оформления входной группы?
– Если главный вход – это декор, контраст, впечатление, то приватная зона – это в первую очередь уют, сочетание цветов. Фасад – это как внешность человека, он нужен, чтобы произвести впечатление на других. А приватные зоны – это внутренние ощущения, душа. Для всего есть свои приёмы, любое творчество подразумевает базу знаний, на которой оно произрастает. И именно этим опытом мы с производителями и продавцами и должны делиться с заказчиками.
– Кстати, об опыте и знаниях: что нового появилось на рынке строительных материалов?
– Наконец-то появился такой универсальный ключ для материалов, который все ждали – декор из ПВХ. Со времён Древней Греции и Рима есть масса вариантов лепного декора; он, бесспорно, прекрасен, но ниша простого доступного декора, который не требует особого ухода и может быть установлен любой бригадой, долгое время пустовала. Этой темой занимались многие производители, и вот наконец появился декор из ПВХ. Он не требует особого ухода, с ним может справиться любая профессиональная бригада. Именно этот декор лёг в основу моей книги, которая уже сейчас помогает продавцам, подрядчикам и покупателям совместно творить красоту.
– Какие принципы дизайна должен знать хороший продавец материалов?
– Важно понимать, как работать с цветом, контрастом, фактурой, что такое тектоника. Только в таком случае смутные желания заказчика смогут помочь воплотить в жизнь его проект. Мой отец говорил: «Надо любую заботу превращать в работу». Я с ним совершенно согласен.
– Листая вашу книгу, я отметила, что в ней очень много картинок. Кстати, почему вы рисуете свои эскизы вручную? Есть же специальные программы, которые справляются с этой задачей.
– Многим людям кажется, что компьютерная модель отражает то, как будет выглядеть дом в реальности. Это очень распространённое заблуждение. Разница между компьютерной моделью и нарисованным от руки эскизом примерно такая же, как между фотографией на паспорт и портретом, выполненным художником. Художник пишет не столько внешность, сколько внутренний мир. Как-то раз заказчица, у которой на кухне был красивый французский балкон, захотела дополнить дизайн ковкой. А у французского художника Поля Луи Нарцисса Гроллерона есть картина «В ожидании прусаков», на которой изображён гусар и совершенно волшебная решёточка. Я её срисовал, превратил в чертёж – и заказчица получила то, о чём мечтала. Утром, когда встаёт солнце, на полу кухни появляется резная тень от этой решётки. Вы представляете, в какой красоте живут хозяева этого дома! Что чувствуют приходящие к ним в гости люди! И такие истории есть почти в каждом проекте. Именно знакомство с хозяевами и их жизнью отозвалось во мне, и я смог подарить им красоту. Это что-то очень человеческое.
– Хочется верить, что даже самые совершенные нейросети никогда не вытеснят живопись…
– Ещё Джон Рескин, которого я уже цитировал, писал: «Только тот, кто обременяет себя рисованием, может познать суть предметов». Как бы странно это ни прозвучало, нарисованный от руки эскиз ближе к правде, чем бездушная компьютерная модель. Выполняя эскиз от руки, я продумываю мельчайшие детали – простой щелчок мышкой этого не даёт. Иногда заказчики пишут, что оформили выполненный мной эскиз в рамочку и повесили дома. Часто, получив эскиз, люди восклицают: «Какая красота! Неужели так можно?!» Им внезапно открывается целый мир, о существовании которого они не подозревали. Некоторые просто не верят, что их дом может так выглядеть. Конечно, приятно, когда довольные заказчики обращаются за новыми проектами, просят оформить другие постройки на участке или выполнить заказ для детей. Это лучшая обратная связь и лучшая благодарность.
– С какой любовью вы говорите о домах, которые оформили для заказчиков. А в каком доме живёте вы?
– Дом у меня замечательный! Хотя, работая над новым заказом, я так погружаюсь в архитектурный стиль, в котором он сделан, что какое-то время им болею и начинаю подумывать о том, чтобы в этом же стиле переделать собственный дом (улыбается).
– Вы
живёте за городом, я правильно поняла?
– Я
совершенно убеждён, что человек, который
занимается дизайном загородных домов,
обязан жить за городом, чтобы понимать
всё изнутри. Я уже десять лет живу за
городом и жалею только о том, что не
сделал этого раньше. Хотя очень рад, что
мои дети успели вырасти на природе.
Старшая дочь учится в архитектурном
институте, средняя тоже собирается
стать архитектором.
– Продолжают династию…
– Архитекторами были мой дед и прадед. У нас дома на стене висят два рисунка – капитель колонны, которую рисовал мой отец при поступлении, и та же капитель, но нарисованная моей дочерью. Конечно, это греет.
– А бывает такое, что решение дизайна дома приходит к вам во сне? Вы просыпаетесь и понимаете, что осталось только перенести чертёж на бумагу?
– Когда я во что-то сильно погружён, возможные решения могут мучить меня всю ночь. Если к утру какое-то одно возьмёт реванш, я спешу его зарисовать. Знаете, Маяковский иногда выскакивал из моря и записывал пришедшие на ум строчки на том, что попалось под руку. Например, на пачке папирос. Я не думаю, что он делал это из страха забыть. Мне кажется, ему просто хотелось почувствовать, как карандаш скребёт по бумаге. Понимаете, о чём я?..